Задержка сигнала в plug-ins
И еще об одном важном аспекте — задержке, которая может с одинаковым
успехом возникать как в аппаратных, так и в виртуальных процессорах эффектов.
Для того чтобы успешно работать с конкретным подключаемым модулем, нужно
точно знать, вносит ли он задержку. Игнорирование этого факта может привести
к искажениям звука. Для иллюстрации этого эффекта мы предлагаем читателю
провести простой эксперимент — один и тот же drumloop разместить на соседних
дорожках в одинаковой стартовой позиции. А затем в разрыв одного
канала подключить компрессор Waves RCL (с пресетом Full RCL reset) и сравнить
с режимом Bypass.
Из-за этого явления в сложной схеме маршрутизации, где аудиопоток разветвляется,
часть потока может быть обработана с "несанкционированной" задержкой,
а затем смешана с остальной частью.
Примечание
Существует специальная опция Insert Plug-in Delay Compensation в дополнительных
настройках Preferences на странице VST. Но она помогает далеко не со всеми
подключаемыми модулями.
Для борьбы с этим явлением есть несколько способов.
- Не использовать в качестве Insert-эффектов модули,
дающие задержку.
- Не использовать режим лимитера на динамических процессорах.
Как правило, режим лимитера использует алгоритм look ahead, дающий задержку.
Например, отключение лимитера в DirectX-модуле dB-D dynamics processor
(кнопка brick wall) www.db-audioware.com,
а также в VST-модуле Ul-trafunk fx:compressor (кнопка Limiter)
устраняет задержку.
- Скомпенсировать задержку вручную.
Поясним последний пункт.
Программа Nuendo, как истинно профессиональное аудиоприложение, позволяет
смещать объекты с точностью до отсчета (сэмпла). Для этого нужно перевести
параметр Display Format в окне
Project Setup формат Samples (см.
разд. "Настройка проекта, окно Project Setup" ранее в этой главе).
В панели инструментов Nudge
и Snap (рис. 2.30) выбрать величину
Snap, равную одному сэмплу (1 sample). Далее
кнопкой Move Left можно сдвигать выделенный
объект к началу мультитрека с шагом в один сэмпл. Отметим, что подобный
метод достаточно трудоемок. Поэтому лучше иметь точную
информацию о величине задержки, вносимой модулем.
Зная точную величину задержки в сэмплах, легче вычесть ее прямо из координаты
стартовой границы объекта, отображаемой в поле Start
панели Info Line. Полученный результат
ввести с клавиатуры в это же поле. Тогда задержка будет полностью скомпенсирована.
Информацию о величине задержки модуля можно получить в окне Plug-in
Information (см. разд.
"Окно Plug-in Information" ранее в этой главе), но
только для VST-plug-ins. Кроме того, задержка большинства VST-plug-ins
компенсируется Nuendo автоматически (если в дополнительных настройках
отмечена опция Insert
Plug-in Delay Compensation). Проблема остается в основном для DirectX-plug-ins.
Поэтому имеет смысл протестировать plug-ins на предмет задержки и измерить
ее точную величину.
Из списка тестируемых plug-ins, по понятным причинам, нужно исключить
эффекты, "специализирующиеся" на задержках. Поэтому в основном
тестировать нужно динамические процессоры (компрессоры, экспандеры) и
психоакустические процессоры (эксайтеры, сатураторы и т. д.).
Самый простой и эффективный способ поиска величины задержки — это сложение
в противофазе двух каналов белого шума. При отсутствии задержки на выходе
получится тишина, при сдвиге только на 1 отсчет (сэмпл) будет прослушиваться
шум.
Белый шум можно сгенерировать в Cool Edit Pro в виде 32-битного монозвукового
файла. А для тестирования создать специальный 32-битный проект в формате
времени Samples с двумя аудиодорожками. Курсор установить в позицию, например,
10000 samples, используя Position
Display транспортной панели (см. разд. "Панель
Transport" ранее в этой главе). Затем импортировать (меню
File | Import | Audiofile) в позицию
курсора звуковой файл с белым шумом и скопировать объект на соседнюю дорожку
с сохранением позиции (с клавишами <Alt> и <Ctrl>). Для скопированного
объекта применить операцию деструктивного инвертирования фазы (контекстное
меню Process | Phase Reverse). На запрос программы
ответить: New Version. Далее нужно снять опцию
Insert Plug-in Delay Compensation в дополнительных настройках
Preferences. Измерительная установка готова.
Если все сделано правильно, и фейдеры каналов находятся в положении 0
дБ, то при воспроизведении на выходе должна быть тишина. Для дополнительной
проверки можно временно сдвинуть один из объектов на один сэмпл. Далее
в разрыв одного из каналов подключается тестируемый модуль и включается
режим циклического воспроизведения. Если на выходе сохраняется тишина,
то модуль не вносит задержку и не изменяет уровень сигнала. Если появился
шум, то нужно сначала проверить уровень на выходе модуля, а затем начинать
измерение, т. е. сдвигать объект другого канала, к которому не подключен
ни один Insert-модуль, от начала мультитрека.
Переключение шага Snap на 10 samples ускорит
процесс. С уменьшением задержки между каналами шумовой тон будет повышаться,
с увеличением — понижаться. Если тон начал понижаться, значит нужно вернуться
назад, уменьшить шаг до одного сэмпла и продолжить движение. В момент
компенсации на выходе будет тишина.
Величина задержки определяется как разность между координатами стартовых
границ двух объектов. Например, разность координат 00010064 и 00010000
дает величину задержки в 64 отсчета. Полученная в результате тестирования
информация позволит принимать правильные решения о месте того или иного
модуля в схеме маршрутизации виртуального микшера, а также раз и навсегда
избавит от проблемы задержек plug-ins, вызывающих замутнение звуковой
картины.
|