6.2.4. Работа с привилегированными системными сообщениями
Вероятно, вы уже заметили, что в раскрывающемся списке
Insert есть строка SysEx, это означает, что в окне
List Editor можно создавать и редактировать привилегированные системные MIDI-сообщения (SysEx — System Exclusive Message).
11110000 F0 Exclusive statusВ первом столбце содержатся двоичные коды системных сообщений, во втором — их шестнадцатеричные коды. Прописными (большими) буквами обозначаются шестнадцатеричные цифры от А до F, а строчными (маленькими) — переменные. В приведенном примере пппп — номер устройства (синтезатора), которому адресовано сообщение; аа — адрес одной или нескольких ячеек памяти синтезатора, содержащих параметр, значение которого нужно изменить. В данном случае для передачи адреса используется три сегмента: старший (High), средний (Mid) и младший (Low) байты. Переменные dd — это данные, которые необходимо записать в память по указанному адресу. В правом столбце приведены сведения о назначении байта. Конкретные значения переменных в системных сообщениях следует искать в других таблицах, которые, в свою очередь, могут содержать ссылки на следующие таблицы. Разобраться с этими таблицами не так-то просто, но можно, если захотеть. Чтобы, например, для звуковой карты, поддерживающей спецификацию XG, выбрать реверберацию типа Tunel (звук, как в тоннеле), последовательность системных сообщений должна выглядеть так: F0 43 10 4С 02 01 00 11 00 F7. О применении системных сообщений для смены типа эффекта в некоторых звуковых картах мы подробно рассказали в книгах [6, 9, 11, 46]. Наиболее распространенное применение системных сообщений — передача синтезатору команды сброса в исходное состояние. Итак, если вы хотите получить доступ ко всем без исключения ресурсам синтезатора, без редактора системных сообщений SysEx вам не обойтись. Как добраться до такого редактора в Cubase SX? Сейчас мы вам об этом расскажем на примере записи сообщения о системном сбросе синтезатора, соответствующего спецификации GM. Оно необходимо для того, чтобы привести систему управления синтезатора в правильное исходное состояние. Подобное сообщение желательно вставлять в начале каждого проекта в часть на один из его MIDI-треков. Слово "подобное" означает здесь то, что сообщение о сбросе должно соответствовать стандарту, который поддерживается синтезатором. Конкретно, следует формировать следующие сообщения:
В раскрывающемся списке Insert выберите строку
SysEx и известным вам способом вставьте в начало списка сообщение типа
SysEx (рис. 6.11).
Сообщение может быть очень длинным, тогда оно займет много строк. Чтобы легче было в строках ориентироваться, по мере ввода байтов сообщения они автоматически нумеруются: в столбце
Address приводится шестнадцате-ричный номер первого байта в строке. Для сведения в правом столбце (ASCII) приводится содержание каждой строки сообщения, отображенное в виде символов, соответствующих ASCII-кодировке. Это всё вспомогательные элементы окна. Главное здесь столбцы
1 — 7 и инструменты записи байтов. Напомним, что мы собираемся сформировать следующее содержание сообщения:
F0 7E 7F 09 01 F7 (здесь все числа шестнадцатеричные).
Если содержание сообщения в руководстве пользователя представлено в десятеричной или двоичной системах счисления — не беда. В окно редактора системных сообщений
MIDI-Sysex-Editor встроен калькулятор. Он позволяет вам в поле
Binary вводить двоичное число, которое после нажатия клавиши <Enter> программа автоматически преобразует в десятичное (поле
Decimal) и введет в ту позицию на рабочем поле окна, которая в данный момент выделена зеленой рамкой. Аналогичным образом будет обстоять дело, если начать с ввода десятичного числа в поле
Decimal. Оно будет преобразовано и в двоичную и в шестнадцатеричную формы. Калькулятор "умеет считать" до десятичного числа 127, а большего от него и не требуется. Введенную последовательность байтов есть смысл сохранить в файле с расширением SYX, воспользовавшись кнопкой
Export. В Internet можно разыскать "готовые к употреблению" банки системных сообщений и загрузить их в свой синтезатор. Для этого служит кнопка
Import.
|