Борьба с шумом
Итак, рано или поздно, перед нами встаёт вопрос о том,
чтобы перевести запись с обычных audio лент, в mp3. Естественно, для
этих целей скорее всего будет использоваться обычный магнитофон. Самая
главная проблема при такой записи, это наличие шумов. Они бывают нескольких
видов. Первые, это высокочастотные шумы, которые возникают в следствии
не очень качественной записи на ленту. Вторые, наиболее ощутимые, это
низкочастотные шумы, которые сочетают в себе шумы самой ленты и шумы
магнитофона. С этим можно и нужно бороться.
Наиболее хорош для шумоподавления Noise Reduction в Cool Edit. Звукорежиссеры
хвалят Arboretum Ionizer, якобы из-за того, что он избавлен от внесения фазовых
артефактов в обработанный материал, знакомые советуют Sonic Foundry Noise Reduction.
Но мои уши пока что влюблены в CoolEdit-овский шумодав. Кроме того, ни в каком
другом нет столько настроек и опций, да и то, что он работает медленнее (читай
добросовестнее) других - тоже говорит о многом. Существует также весьма неплохая
программа реставрации DART Pro , однако детальное сравнение всех этих программных
продуктов выходит за рамки данной статьи.
Итак, после многотрудной фильтрации необходимо взять 1,5-1,6 секунд шума перед
каждой (для максималистов) или какой-нибудь средней фанерой (но только с той
же кассеты и стороны, откуда взята фонограмма). Далее:
1. Сделать профиль этого 1,5 секундного шума (Get Profile from Selection) с
параметрами:
Snapshots in profile = 1024…4096
(в зависимости от мощности компьютера).
FFT Size = 4096
(эту цифру я нашел оптимальной для подавления шума после многочисленных экспериментов);
Не рекомендую ставить максимальный размер FFT, так как это повлечет в результате
увеличение так называемого Hiss-шума сигнале.
2. Теперь, отфильтрованную фонограмму выделяем и уничтожаем шум тем же Noise
Reduction в Cool Edit. Параметры могут быть разными (поэкспериментируйте с кнопкой
Preview). Но я, после долгих опытов, могу для магнитофона порекомендовать следующие
параметры:
Precision Factor = 12
(для максималистов - все 14, для Preview - 8). Параметр определяет точность
вычислений;
Smoothing Amount = 0 (именно 0!).
Параметр вносит допуск на погрешность вычитания спектра шума из спектра сигнала
в дБ. Чем больше - тем хуже;
Transition Wide = 6
(для очень крутых аппаратов (400$) - 3, очень дешевых - 7…9). Параметр подобен
предыдущему, только более гибко управляет процессом вычитания спектра (тоже
в дБ);
Noise Reduction Level = 35…42
(при Transition Wide = 6, в зависимости от уровня записи сигнала на кассете.
Если запись на ленте была точно под 0 дБ, ставьте 37). Параметр определяет
уровень порога удаляемого спектра шума. Наиболее капризный параметр. Обратно
зависит от величины Transition Wide.
Нередко приходиться повторно нормализовать фонограммы под -0,2 дБ (это стандарт
для CD- Audio), так как шумоподавление может серьезно уменьшить энергию сигнала.
Все готово к MP3- кодированию! Правда, бытует мнение, что нормализация перед
сжатием в MP3 - это очень вредно, и Вы на это должны идти лишь в случае ощутимого
различия между уровнями отдельных каналов или просто слабого (-3…-6 дБ) уровня
фонограммы в конечном итоге. Это как раз тот случай, когда решать Вам. |