Амплитудные огибающие аудиосообщений; пересечение аудиосообщений, Auto Fades, Auto Crossfades
В пределах каждого из аудиосообщений вы можете сформировать амплитудную огибающую. Никаких специальных команд для того, чтобы создать эту огибающую, подавать не нужно. Она является неотъемлемым свойством аудиосообщения и присутствует в нем изначально. Правда, форма этой огибаюшей по умолчанию такова, что она никак не влияет на звучание аудио-сообщения: фазы атаки и затухания отсутствуют, громкость соответствует нормальной громкости звучания сообщения.
Амплитудная огибающая аудиосообщения имеет три фазы:
Fade In (возрастание громкости), поддержка (громкость не изменяется) и
Fade Out (спад громкости). Каждой из фаз соответствует свой узел. По- умолчанию узлы расположены следующим образом:
-
узел Fade In — в левом верхнем углу графического объекта аудиосообщения;
-
узел поддержки — в центре на верхней границе;
-
узел Fade Out — в правом верхнем углу.
Рис. 4.46 (а-г). Формирование амплитудной огибающей аудиосообщения
Рис. 4.46 (д, е). Формирование амплитудной огибающей аудиосообщения
Немного практики. С помощью инструмента
хватаемся за узел
Fade In (рис. 4.46, а) и тащим его вправо (4.46, 6). При этом около курсора отображается подсказка, в которой указана позиция завершения фазы
Fade In (относительно начала временной оси проекта) и ее длительность (относительно начала аудиосообщения).
Хватаемся за узел фазы поддержки и тащим его вниз (рис. 4.46, в). Около курсора отображается следующая подсказка:
максимально возможный уровень сигнала в аудиосообщении в фазе поддержки, а в скобках — изменение амплитуды по сравнению с последней редакцией огибающей.
После того как мы перетащим узел Fade Out влево, получится примерно то, что показано на рис. 4.46, г. В процессе формирования амплитудной
огибающей вы увидите, как соответствующим образом изменяется волновая форма, отображающаяся внутри прямоугольника-аудиосообщения.
В своем примере мы перемещали узел поддержки вниз, уменьшая тем самым общую громкость аудиосообщения. Однако данный узел можно перемещать и вверх (за пределы графического объекта аудиосообщения): хватаемся за узел поддержки (рис. 4.46, д) и тащим его вверх (рис. 4.47, в). При этом сам узел и огибающая не выйдут за верхнюю границу прямоугольника аудиосообщения, но фактическая громкость будет увеличиваться.
Операция формирования амплитудной огибающей относится к категории неразрушающего редактирования: в аудиофайл, содержащий исходный сэмпл, не вносится никаких изменений. Отрезки аудиосообшений. содержащие переходы
Fade In и Fade Out, рассчитываются сразу после того, как вы закончили перемещать соответствующие узлы и отпустили кнопку мыши. Результаты расчетов сохраняются во временных файлах, находящихся в папке <Ваш проект>/Fades. Во время воспроизведения соответствующие фрагменты исходного звукового файла подменяются на эти временные файлы, заготовленные заранее. Такой подход, видимо, позволяет снизить загрузку процессора во время воспроизведения проекта. Кстати, амплитудные огибающие на фазах
Fade In и Fade Out могут иметь очень сложную форму, и задавать ее можете вы. Выделим одно или несколько аудиосообщений и воспользуемся командой главного меню
Audio > Open Fades Editor(s). Аналогичная команда имеется и в контекстном меню аудиосообщений. А работает она так: если хотя бы у одного из выделенных сообщений длительность фазы
Fade In отлична от нуля, откроется окно Fade In, показанное на рис. 4.47, а, если хотя бы у одного из выделенных сообщений длительность фазы
Fade Out отлична от нуля, откроется окно Fade Out, показанное на рис. 4.47, б.
Как видно из рис. 4.47, оба окна очень похожи друг на друга, за исключением того, что одно предназначено для редактирования огибающей в фазе
Fade In, а другое — в фазе Fade Out.
Основным элементом этих окон является поле с изображением волновых форм и огибающей на участке
Fade In или Fade Out. Светло-серым цветом отображается исходная волновая форма, темно-серым — волновая форма, которая будет получена за счет применения амплитудной огибающей. С помощью мыши вы можете придать огибающей произвольную форму, расставляя в нужных местах узлы. В верхней части окон имеются две кнопки, определяющие способ интерполяции (соединения) узлов:
(Spline Interpolation) — интерполяция узлов по методу сплайнов (кривая проходит сквозь все узлы, ее крутизна в целом минимизирована).
(Linear Interpolation) — интерполяция полиномом первого порядка (кривая представляет собой набор отрезков, границами которых являются узлы).
Рис. 4.47. Редактирование Fade In и Fade Out
С помощью кнопок
или
выбираются различные предустановки огибающей.
Если вы нажмете одну из этих кнопок, то все имеющиеся узлы будут удалены, а вместо них будут созданы новые, расположенные таким образом, чтобы кривая имела форму, показанную на соответствующей кнопке.
Изменения, внесенные в форму огибающей, вступят в силу после нажатия кнопки
ОК или Apply, но пока этого не произошло, нажатием кнопки
(Restore) можно сбросить все настройки и вернуть действующую в данный момент форму огибающей (ту форму огибающей, которой обладает аудиосообщение).
После нажатия кнопки As Default, у всех вновь создаваемых аудиосообще-ний амплитудная огибающая в фазе
Fade In или Fade Out будет иметь такую же форму, как и та, что присутствует на момент нажатия в окне
Fade In или Fade Out.
Естественно, вы можете сохранять и впоследствии загружать свои собственные формы огибающей в виде пресетов. Для этого предназначена стандартная для Cubase SX группа
Presets.
Как видите, можно сформировать сколь угодно сложную амплитудную огибающую, но только на участках
Fade In или Fade Out. А что делать, если требуется сформировать сложную огибающую где-то посредине аудиосообщения? В этом случае можно растянуть фазу
Fade In или Fade Out на нужную длину (вплоть до того, чтобы охватить все сообщение) и отредактировать форму амплитудной огибающей. При этом стоит иметь в виду, что крайние точки огибающей в фазах
Fade In и Fade Out имеют фиксированные значения. Например, фаза
Fade In всегда начинается с нулевого уровня сигнала и заканчивается максимальным уровнем сигнала.
Если требуется выполнить плавный переход от одного сообщения к другому, то сделать это можно, разместив аудиосообщения на разных треках так, чтобы они нахлестывались во времени (рис. 4.48). У одного сообщения нужно сформировать
Fade Out, а у другого — Fade In так, чтобы одно сообщение плавно затихало, а второе плавно набирало громкость. Этим способом следует пользоваться в том случае, когда пересекающиеся аудиосообщения имеют разный формат (одно — стерео, другое — моно).
Рис. 4.48. Пересечение двух аудиосообщений во времени
Однако в большинстве случаев удобнее, если пересекающиеся сообщения расположены на одном треке. Как мы уже говорили, в случае пересечения нескольких аудиосообщений на одном треке, они оказываются как бы одно над другим. В каждый момент воспроизводится то сообщение, которое оказалось над всеми остальными. Тем не менее, организовать плавный переход от одного аудиосообшения к другому можно, даже если они находятся на одном треке. При этом сообщения должны иметь одинаковый формат (оба сообщения или моно, или стерео).
Проделаем следующее. Расположим два аудиосообщения "внахлест" так, как показано на рис. 4.49, а. Область пересечения двух аудиосообщений окрашена темно-серым цветом. Проследите за тем, что хотя бы одно из пересекающихся аудиосообщений было выделено. Теперь воспользуемся командой главного меню
Audio > Crossfade (или аналогичной командой контекстного меню секции треков). В результате область пересечения аудиосообщенй
получит особый статус и будет выглядеть примерно так, как показано на рис. 4.49, б. Даже из рисунка видно, что пересекающиеся аудиосообщения плавно переходят одно в другое. На рис. 4.49, а область пересечения фактически принадлежала правому сообщению, именно оно и воспроизводилось, т. к. было выше левого сообщения. На рис. 4.49, б волновая форма области пересечения отличается: в ней присутствуют черты не только второго сообщения.
Рис. 4.49. Взаимопроникновение аудиосообщений и перемещение границ Crossfade
Если сделать двойной щелчок на области пересечения или повторно воспользоваться командой
Audio > Crossfade, то возникнет диалоговое окно Crossfade, показанное на рис. 4.50.
Рис. 4.50. Диалоговое окно Crossfade
В окне Crossfade вы можете отредактировать амплитудные огибающие аудиосообщений в области их пересечения подобно тому, как это делается в окнах
Fade In и Fade Out (рис. 4.47). Естественно, окно
Crossfade имеет присущие только ему элементы. В нижней части окна расположено поле. в котором отображается волновая форма, получающаяся в результате пересечения аудиосообщений. Светлыми линиями в этом поле показаны амплитудные огибающие каждого из сообщений в отдельности, а синей линией — результирующая амплитудная огибающая. Если в точке пересечения светлых линий она имеет провал, то это означает следующее: одно аудиосообщение слишком сильно затихает еще до того, когда второе аудиосообщение успеет набрать громкость. Если синяя линия имеет подъем, то это означает: второе сообщение набирает громкость еще до того, как первое существенно затихает. Прямая синяя линия — гарантия плавности перехода.
Кнопки Play Fade позволяют прослушать звучание каждого из аудиосообщений на участке пересечения с учетом амплитудной огибающей. Кнопки
Play Dry позволяют прослушать эти же участки аудиосообщений, но без учета амплитудной огибающей. Кнопка
Play запускает воспроизведение результирующей волновой формы.
Опции Equal Power и Equal Gain включают особый режим редактирования амплитудных огибающих. Они становятся как бы связанными между собой. Изменение огибающей одного сообщения влечет за собой изменение огибающей другого сообщения.
В режиме Equal Power вы можете только перемещать единственный узел по горизонтали. Формы огибающих от вас не зависят. Они таковы, чтобы обеспечить постоянство энергии результирующей волновой формы на всем участке пересечения (при условии, что волновые формы пересекающихся сообщений имеют равные энергии).
В режиме Equal Gain вы можете задать какую угодно форму амплитудной огибающей для одного из аудиосообщений. Но форма огибающей другого сообщения всегда будет симметрична ей, и результирующая огибающая (синяя линия) всегда будет прямой. В группе
Length вы можете изменить длительность фазы перехода одного сообщения в другое. Однако удобнее всего сделать это из окна проекта: хватаетесь за границу области
Crossfade и тащите ее в нужном направлении (рис. 4.49, в). В действительности границы области
Crossfade есть не что иное, как границы аудиосообщений. Если продолжать перемещение границы зоны
Crossfade, то при ее выходе из зоны пересечения аудиосообщений эта зона исчезнет, а вы обнаружите, что ухватились за границу аудиосообщения (рис. 4.49, г).
С помощью команды главного меню Audio > Remove Fades можно привести амплитудную огибающую одного или нескольких выделенных аудиосообшений в состояние, принятое по умолчанию, т. е. фактически удалить ее.
Если не принимать никаких специальных мер, то на границах аудиосообщений (особенно после перемещения границ или разрезания аудиосообщений) при воспроизведении могут возникать щелчки. Допустим, вы разрезаете аудиосообщение на границе музыкального такта. Чему равно значение звукового отсчета в этом месте? Скорее всего, это не 0, т. к. вероятность этого очень мала. Представьте, как отсчет за отсчетом воспроизводится волновая форма аудиосообщения. Воспроизводится последний звуковой отсчет, значение которого отлично от 0. Но воспроизведение проекта на этом не заканчивается, и вместо отсутствующих отсчетов аудиосообщений начинают воспроизводиться звуковые отсчеты, значение которых равно 0: на границе аудиосообщения происходит резкий перепад от ненулевых значений отсчетов к нулю. Если сразу за аудиосообщением следует другое, то ситуация может еще более усугубиться, так как перепад может быть еще большим (от одного ненулевого значения к другому, с противоположным знаком). Чем больше перепад, тем громче щелчок. Чтобы его избежать, в профессиональных музыкальных и звуковых редакторах используются функции Auto Fades. Они могут называться и по-другому, но их суть от этого не меняется. Когда аудиосообщение начинает воспроизводиться, за короткий промежуток времени его громкость относительно плавно возрастает от 0 до нормального значения. А за небольшой промежуток времени до завершения аудиосообщения его громкость начинает плавно уменьшаться до 0. Резкие перепады отсутствуют, отсутствуют и щелчки.
В Cubase SX дело обстоит аналогичным образом. Если на одном треке пересекаются во времени два и более аудиосообщений и для них не применяется функция
Crossfade, то звучать будут только те сообщения, которые в каждый конкретный момент расположены на поверхности экрана. А чтобы избежать щелчков на границах разделов между сообщениями, применяется функция
Auto Crossfades. По своей сути она аналогична функции
Crossfade. но применяется обычно на очень коротком промежутке времени. Параметры функций
Auto Fades и Auto Crossfades можно контролировать на двух уровнях: на уровне проекта и на уровне отдельных треков. Командой главного меню
Project > Auto Fades Settings вызывается окно диалога
Auto Fades, содержащее настройки функций Auto Fades и
Auto Crossfades, действующие для всего проекта в целом. Если же щелкнуть правой кнопкой мыши на поле какого-то аудиотрека в списке треков, а затем выбрать в контекстном меню команду
Auto Fades Settings, то тогда также откроется диалоговое окно
Auto Fades (рис. 4.51), но его настройки будут относиться только к конкретному треку.
В правой верхней части данного окна расположены три переключателя, с помощью которых осуществляется включение описанных выше функций
(Auto Fade In, Auto Fade Out, Auto Crossfades). В поле Length задается длительность переходов (от 1 до 500 мс). Если нажать кнопку
As Default, то все настройки, выполненные в данном окне, будут использоваться при создании новых проектов.
Если включена опция Use Project Settings, то применительно к треку, для которого было вызвано данное диалоговое окно, будут использоваться глобальные настройки
Auto Fade In, Auto Fade Out, Auto Crossfades, относящиеся ко всему проекту, а все настройки, выполненные в рассматриваемом окне, будут относиться к категории глобальных (распространяться на весь проект). В аналогичном окне, вызываемом командой
Project > Auto Fades Settings, данная опция отсутствует, потому что настройки этого окна и так распространяются на весь проект. Итак, какие же настройки доступны? В окне
Auto Fades имеются две вкладки:
-
Fades (рис. 4.51, а) — параметры функций Fade In и
Auto Fade Out;
-
Crossfades (рис. 4.51, б) — параметры функции
Auto Crossfades.
Все элементы, расположенные на этих вкладках, вам уже знакомы по окнам
Fade In, Fade Out и Crossfade. С их помощью вы можете сформировать огибающую, используемую для модуляции амплитуды аудиосообщений при работе функций
Fade In, Auto Fade Out и Auto Crossfades. Эти огибающие нигде не представлены в графическом виде (функции прозрачны для пользователя). Нужно просто помнить о том, что они применяются для обработки "пограничных" отсчетов аудиосообщений, и знать, где конфигурируются их параметры.
Рис. 4.51. Диалоговое окно Auto Fades
Следует заметить, что при использовании функций
Fade In, Auto Fade Out и Auto Crossfades волновые формы у границ аудиосообщений рассчитываются в режиме
реального времени в ходе воспроизведения проекта. Это создает дополнительную нагрузку на процессор. Нагрузка эта сравнительно
небольшая, и заметить ее можно разве что при большом количестве коротких аудиосообщений. Но, тем не менее, нагрузка эта присутствует.
И еще одно важное замечание. В настройках Cubase SX (окно
Preferences, вызываемое командой File >
Preferences, раздел Editing) имеется флажок Delete Overlaps (удалять пересечения). По умолчанию он сброшен, но если его установить, то вам не удастся добиться того, чтобы аудиосообщения нахлестывались друг на друга, и, как следствие, вы не сможете воспользоваться командой
Audio > Crossfade. Если попробовать переместить одно аудио-сообщение таким образом, чтобы оно пересекалось во времени на одном треке с другим аудиосообщением, то границы последнего будут автоматически перемещены так, чтобы пересечения все равно не произошло.
|