10.1.1. Архитектура синтеза
В основе А1 лежат два осциллятора Oscillator 1 и
Oscillator 2 — два генератора сигналов звуковой частоты. Генератор низкочастотных сигналов LFO используется для создания таких эффектов, как вибрато, тремоло, "вау-вау" и др. Два генератора огибающих
(Filter Envelope и Amplifier Envelope ) нужны для формирования изменяющегося во времени тембра. В секции микшера
(Mixer ) сигналы с выходов осцилляторов могут просто смешиваться (этому соответствует аддитивный метод синтеза) и/или перемножаться (метод синтеза — кольцевая модуляция). Кроме того, в микшере к ним может подмешиваться шумоподобный сигнал
(Noise ). Благодаря наличию генератора шума имеется возможность создавать всевозможные эффекты типа "шум ветра" или "морской прибой", перкуссионные звуки. Сигнал с выхода микшера проходит обработку фильтром
(Filter ) и модулируется по амплитуде генератором
Amplifier Envelope . Теперь рассмотрим параметры синтеза подробнее.
Рис. 10.2. Параметры осцилляторов
Секции осцилляторов показаны на рис. 10.2. Перечислим параметры, общие для обоих осцилляторов:
-
сдвоенный регулятор Semitone/Octave — смещение частоты осциллятора с шагом полутон/октава;
-
Detune — смещение частоты осциллятора в долях центров;
-
кнопки выбора формы волны (
— синусоидальная,
— треугольная,
— пилообразная,
— прямоугольная с изменяемой скважностью);
-
PW — скважность прямоугольной волны;
-
PWMod — глубина модуляции параметра PW генератором
LFO (для создания переливающегося звука);
-
PitchMod — глубина модуляции частоты осциллятора генератором
LFO (для создания эффекта частотного вибрато).
Для Oscillator 1 доступны два дополнительных параметра:
-
FM — глубина частотной модуляции (сигнал
Oscillator 2 модулирует сигнал Oscillator 1 );
-
FMEnv — модуляция параметра FM генератором
Filter Envelope .
Секция генератора низкочастотных сигналов LFO показана на рис. 10.3.
Форма генерируемой волны выбирается с помощью шести кнопок, расположенных в правой части группы
LFO . Кнопкой Sync , включается синхронизация частоты
LFO с темпом проекта. Положением регулятора
Speed задается частота генерируемого сигнала. В режиме
Sync частота задается в долях такта. Если режим
Sync выключен, частота LFO задается в герцах.
С выходов осцилляторов сигналы поступают в блок микшера, которому соответствует секция
Mixer (рис. 10.4). Регуляторами Osc 1 и Osc 2 задаются уровни сигналов осцилляторов. Регулятором
RingMod задается глубина кольцевой модуляции (уровень сигнала, полученного в результате перемножения сигналов осцилляторов, в общем миксе). Регулятором
Noise задается уровень шумоподобного сигнала.
Рис. 10.3. Параметры генератора низкочастотных сигналов
Рис. 10.4. Секция Mixer
Сигнал с выхода микшера проходит обработку фильтром. Параметры фильтра показаны на рис. 10.5. В правой верхней части секции
Filter расположены кнопки выбора типа фильтра. С помощью кнопок
12dB и 24dB задается наклон характеристики фильтра: 12 dB на октаву или 24 dB на октаву, соответственно.
Рис. 10.5. Параметры фильтра
Перечислим остальные параметры.
-
Cutoff — частота среза.
-
Resonance — подъем характеристики на частоте среза (резонанс).
-
Drive — глубина эффекта дистошн.
-
Envelope — глубина модуляции параметра Cutoff генератором огибающей Filter
Envelope .
-
Velocity — степень влияния скорости нажатия клавиши на параметр
Cutoff .
-
CutoffMod — глубина модуляции параметра Cutoff генератором
LFO .
-
Keytrack — степень влияния номера MIDI-клавиши на параметр
Cutoff .
Параметры генератора Filter Envelope доступны в одноименной секции (рис. 10.6). Вы можете влиять на фазы генератора с помощью регуляторов
Attack (время атаки), Decay (время спада до уровня
Sustain ), Release (время освобождения). Однако это удобнее делать в графической форме путем перемещения узлов графика изменения сигнала на выходе генератора во времени (по горизонтали — время, по вертикали уровень сигнала).
Рис. 10.6. Секция Filter Envelope
Традиционно запуск генераторов огибающих происходит в момент нажатия MIDI-клавиши. Начало фазы
Release соответствует моменту, когда MIDI-клавиша отпущена. На выходе генератора формируется не периодический сигнал, а сигнал, который плавно изменяется во времени в соответствии с графиком.
Обработанный фильтром сигнал подается на вход усилителя, которому соответствует секция
Amplifier (рис. 10.7). Доступные параметры:
-
Velocity — степень влияния скорости нажатия клавиши на коэффициент усиления;
-
Volume — общая громкость;
-
Mono — включение одноголосного режима синтезатора.
Последний параметр не имеет никакого отношения к усилителю. Видимо, разработчикам его просто некуда было пристроить.
В синтезаторе А1 имеется еще один генератор огибающей: Amplifier
Envelope . Он полностью аналогичен генератору Filter
Envelope , но используется для другой цели: амплитудной модуляции (сигнал с выхода
Amplifier Envelope воздействует на коэффициент усиления).
Пока мы еще не очень далеко ушли от параметра
Mono , следует упомянуть поле Voices , в котором вы можете задать полифонию синтезатора. Данное поле не входит ни в одну из секций панели А1. Изменить полифонию можно следующим образом: хватаетесь мышью за поле и тащите его вверх или вниз. Конечно, само поле остается на месте, но число внутри него будет увеличиваться или уменьшаться.
Рис. 10.7. Секция Amplifier
Рис. 10.8. Секция эффекта
Сигнал с выхода усилителя проходит обработку в блоке эффекта. Соответствующая секция панели А1 называется
Chorus/Flanger (рис. 10.8). Кнопка On включает блок эффекта. Регулятором
Speed задается частота модуляции времени задержки копий сигнала.
Feedback — глубина обратной связи. Depth — глубина эффекта. Кнопка
Quad включает режим, в котором увеличивается количество задерживаемых копий сигнала, и в результате получается более насыщенное звучание.
|