Home
chm2web Web Online Help Prev Page Prev Page
Nuendo — виртуальная лаборатория звука
Nuendo — виртуальная лаборатория звука
Настройка программы
Настройка программы
Команда Devices I Device Setup
Команда Devices I Device Setup
Настройка AUDIO
Настройка MIDI
Окно VST Master Setup
Окно Plug-in Information
Форматы файлов программы Nuendo
Форматы файлов программы Nuendo
Мультитрек Nuendo
Мультитрек Nuendo
Интерфейс Nuendo
Создание проекта
Структура рабочей папки проекта
Настройка проекта, окно Project Setup
Элементы управления в окне Nuendo Project
Типы виртуальных треков
Контекстное меню треков
Программирование "горячих" клавиш
Дополнительные настройки (Preferences)
Окна проекта Marker, Browse Project, Pool
Панель Transport
Панель Transport
Запись AUDIO
Запись AUDIO
Выбор формата звукового файла
Конфигурирование VST-входов
Мониторинг
Последовательная запись (Track after track)
Параллельная многоканальная запись
Недеструктивное редактирование
Недеструктивное редактирование
Редактирование виртуального объекта
Манипуляторы
Деструктивный и виртуальный фейды
Режимы недеструктивного редактирования
Режимы недеструктивного редактирования
Операции с объектами
Привязка к тактовой сетке (Snap)
Операции с диапазонами
"Контейнер" Audio Part
"Контейнер" Audio Part
Редактор Audio Part Editor
Редактор Sample Editor
Редактор Sample Editor
Интерфейс редактора Sample Editor
Недеструктивное редактирование в Sample Editor
Недеструктивное редактирование в окне Pool
Недеструктивное редактирование в окне Pool
Виртуальный микшер
Виртуальный микшер
Маршрутизация в Nuendo (Bus System)
Маршрутизация в Nuendo (Bus System)
Панель VST Channel Settings
Панель VST Channel Settings
Common Panel
Channel strip
Channel Inserts
Channel Sends
Маршрутизация с использованием группового канала
Equalizer section (эквалайзер)
Интерфейс эквалайзера
Эквализация с помощью анализатора спектра
Работа с plug-ins
Качество цифровой обработки
Задержка сигнала в plug-ins
Сохранение настроек подключаемого модуля
Сохранение настроек VST-микшера
Surround в Nuendo
Surround в Nuendo
Конфигурирование Output Bus
Surround-панорамирование
Surround-панорамирование
Особенности маршрутизации многоканального звука
Панель VST Master Effects
Панель VST Master Effects
Подключение двухканальных модулей
Использование матричного кодирования
Автоматизация в Nuendo
Автоматизация в Nuendo
"Живая" запись автоматизации
Графическое редактирование автоматизации
Графический ввод
Редактирование автоматизации
Автоматизация plug-ins
"Многослойное" деструктивное редактирование
"Многослойное" деструктивное редактирование
Audio Processing
Audio Processing
Конвертирование в формат 32 Bit Float
История редактирования
"Склеивание" слоев (Freeze Edits)
Деструктивное редактирование общих копий (Shared Copies)
Окно Process Plug-in
Редактирование в окне Pool
Редактирование в окне Pool
Сведение и мастеринг в Nuendo
Промежуточное сведение
Промежуточное сведение
Промежуточное сведение в Surround-проекте
Модуль NuendoDither
Временное промежуточное сведение
Финальное сведение
Финальное сведение
Моделирование естественной реверберации
Мастеринг с iZotope Ozone
Мастеринг с iZotope Ozone
Деструктивная обработка объектов с plug-in iZotope Ozone
VST-инструменты
VST-инструменты
Входы и выходы VST-инструмента
Nuendo и Reason: совместное использование
Nuendo и Reason: совместное использование
Порядок запуска приложений и маршрутизация
Nuendo и Cubase VST: совместное использование
Nuendo и Cubase VST: совместное использование
   

Последовательная запись (Track after track)

Опишем действия, необходимые для записи одного трека, на примере использования звуковой карты SB Audigy.

Предупреждение
Параметр ASIO Buffer Latency (Creative ASIO Control Panel) должен иметь минимальное значение, не превышающее 5 мс.

Предположим, что уже выполнены все операции по подготовке к записи, рассмотренные выше. Создадим аудиотрек, выберем активный VST-вход и рассмотрим случай ручного управления мониторингом — в режиме Manual.

Контроль уровня записи

Перед тем как приступить к записи, необходимо проконтролировать уровень. Это можно сделать двумя способами.

Рис. 2.64. Контроль уровня записи

  • Приблизительно оценить уровень с помощью трекового индикатора, нажав кнопку Record Enable или Monitor (рис. 2.64).
  • Более точный способ — нажать кнопку Record Enable, Monitor или In в окне VST Mixer (рис. 2.65).

Рис. 2.65. Точный контроль уровня записи

Уровень записи при необходимости корректируется с помощью внешнего микшера, либо микшера звуковой карты.
Основное требование к уровню записи несколько противоречиво: он не должен превышать 0 дБ, но при этом быть" максимальным, насколько это возможно.
В связи с тем, что эти характеристики являются чрезвычайно важными для понимания процесса записи, поясним их для нетехнических специалистов.
В подавляющем большинстве случаев реальные звуковые сигналы далеки по форме от идеальной синусоиды. Они характеризуются так называемым пик-фактором.

Примечание
Пик-фактор — это отношение пиковой мгновенной амплитуды к его эффективному значению — RMS (Root Mean Square — среднеквадратичное).

Например, для речи пик-фактор составляет величину порядка 20 дБ, а для "отмастеренного" CD AUDIO современной поп-музыки — может быть 6— 10 дБ.
В главе 1 отмечалось, что снижение уровня записи приводит к оцифровке с более низким разрешением, т. е. к снижению качества.
Но с другой стороны пиковый индикатор моментально отметит превышение порога в 0 дБ при увеличении уровня выше допустимого. В результате чего, например, при записи вокальной партии уровень может оказаться слишком заниженным, что заметно уменьшит качество ее звучания при 16-битной оцифровке, которое затем будет не восстановить программными средствами. Поэтому перед подачей на АЦП усиленный сигнал с микрофона следует обработать компрессором, т. е. сжать динамический диапазон — другими словами, уменьшить пик-фактор.
Выходной сигнал синтезатора, записываемого через линейный вход звуковой карты, имеет, как правило, меньший пик-фактор, чем сигнал вокальной партии с микрофона. Поэтому в этом случае можно обойтись без компрессора. И даже при использовании 16-битного АЦП можно получить вполне приличный результат, только немного уменьшив уровень до -4 -6 дБ, т. к. различить на слух 15-битное и 16-битное звучание значительно труднее, чем 16-битное и 24-битное.
Не следует забывать, что качество звука прежде всего определяется схемотехникой звуковой карты и качеством ее АЦП, а не только "магическим" количеством разрядов. Разрешающая способность АЦП и его реальная точность нередко различаются.

Запись с текущей позиции курсора

После настройки уровня можно приступать к началу записи.
Для этого нужно вернуться в окно Nuendo Project, нажать кнопку Record Enable (над кнопкой Monitor) и запустить записи кнопкой Record на транспортной панели.

Внимание
Для того чтобы производилась запись на трек, кнопка Record Enable должна быть нажата (во включенном состоянии она мигает). Эта кнопка дублируется в канальной секции VST-микшера (на рис. 2.65 отмечена стрелкой).

Рис. 2.66. Запись на аудиотрек

При такой последовательности действий запись начнется с текущей позиции курсора. При записи программа "рисует" имидж звукового файла. Это происходит, если отмечен флажок Create Images During Record на странице Event Display в дополнительных настройках Preferences (рис. 2.67).
Запись будет продолжаться до остановки кнопкой Stop транспортной панели.
Результатом записи будет новый объект — Audio Event в секции Event Display окна Nuendo Project (рис. 2.68).
Название объекта Audio Event состоит из имени аудиотрека, на котором производится запись, и номера дубля. В примере на рис. 2.68 объект имеет название "Record_00". Это значит, что на треке с названием "Record" была произведена первая запись. Последующие записи будут, соответственно иметь названия объектов "Record_01", "Record_02" и т. д.
В окне Pool дубли учитываются как аудиоклипы, имеющие статус Record (буква "R") (рис. 2.69).
Если воспользоваться функцией отмены Undo (меню Edit | Undo <Ctrl>+ +<Z>) или просто удалить объекты с мультитрека, то записанные аудиоклипы будут перемещены в корзину — Trash.

Рис. 2.67. Флажок Create Images During Record

Рис. 2.68. Объект Audio Event

Рис. 2.69. Аудиоклипы в окне Pool

Забегая вперед, отметим, что с помощью команды контекстного меню Empty Trash окна Pool можно по-разному удалить файлы: физически или только из окна Pool (рис. 2.70).

Рис. 2.70. Удаление неудачных дублей

Новую запись можно производить поверх предыдущей. В этом случае объекты накладываются друг на друга (рис. 2.71).

Примечание
Функцию наложения объектов можно запретить, если в дополнительных настройках Preferences на странице User Interface-Editing отметить флажок Delete Overlaps. Но мы не рекомендуем отказываться от многослойности муль-титрека Nuendo. Это свойство позволяет просто записывать дубли друг на друга, что в последствии облегчает их редактирование.

Рис. 2.71. Наложение объектов при записи

Воспроизведение объектов в Nuendo подчиняется простому правилу: в один момент времени воспроизводится самый верхний видимый видеообъект.
Порядок наложения объектов можно изменять. Для этого нужно вызвать контекстное меню щелчком правой кнопки мыши на любом из перекрывающих друг друга объектов. В открывшемся контекстном меню выбрать в субменю То Front объект, предназначенный для "поднятия в верхний слой" (рис. 2.72)

Рис. 2.72. Изменение порядка наложенных объектов

Запись с позиции левого локатора

Этот способ записи отличается от предыдущего тем, что предварительно нажимается кнопка Punch In на транспортной панели. Тогда запись начнется автоматически с позиции левого локатора.

Рис. 2.73. Включение режима деактивации Punch In

Примечание
Этот режим записи отличается от режима Automatic Punch тем, что сразу нажимается кнопка Record на транспортной панели.

Кнопка Punch In может автоматически отключаться после остановки записи. Это делается так: в дополнительных настройках окна Preferences на странице Transport нужно установить флажок Deactivate Punch In on Stop (рис. 2.73, указано стрелкой).

Запись в режиме Punch

Режим Punch on the fly (на лету). Это, пожалуй, самый простой способ записи в режиме Punch. Для его осуществления нужно во время воспроизведения периодически нажимать кнопку Record на транспортной панели (или клавишу <*> на дополнительной клавиатуре). Последовательность действий такая:


  1. 1. Включить режим воспроизведения кнопкой Play.
  2. 2. Когда курсор подойдет к месту начала записи, нажать кнопку Record.
  3. 3. После того как запись окончена, выключить режим — для этого вновь нажать на кнопку Record. При этом воспроизведение будет продолжаться до команды Stop.

Внимание
При этом способе записи должны быть выключены обе кнопки транспортной панели — Punch In и Punch In Out.

Каждый повтор этой последовательности операций (цикл включения/ выключения записи без остановки воспроизведения) будет создавать новый аудиообъект).
Режим Automatic Punch. Этот способ записи — автоматический. Для его использования предназначены кнопки Punch In и Punch Out на транспортной панели.
Если нажата кнопка Punch In, то запись автоматически включается при воспроизведении с позиции левого локатора. Для этого нужно просто позиционировать курсор левее локатора L и включить воспроизведение.
Включенная кнопка Punch Out обеспечивает автоматическое выключение записи при пересечении курсором позиции правого локатора.
В связи с тем, что кнопки Punch In и Punch Out работают независимо друг от друга, можно, например, включить только режим Punch Out (зафиксировать финальную границу записываемого объекта), оставив стартовую позицию свободной.

Внимание
Очень важно, чтобы локаторы L и R были расположены в соответствии с названиями, т. е. левый — слева, а правый — справа. Такое расположение локаторов отображается яркой зеленой линией между ними на линейке Ruler. Если они расположены неверно (наоборот), то эта линия меняет цвет на темно-зеленый.

В дополнительных настройках Preferences можно задать для режима Punch автоматическую остановку на правом локаторе. Для этого нужно установить флажок Stop after Automatic Punchout (рис. 2.74, указано стрелкой).

Рис. 2.74. Включение режима автоматического останова

Функции Preroll и Postroll, о которых мы упоминали при рассмотрении транспортной панели (см. разд. "Панель Transport" ранее в этой главе) обеспечат автоматическое смещение курсора на заданную величину в режиме записи Punch.

Примечание
Напомним, что для применения этих функций нужно отметить опцию Use Pre/Post-Roll в меню Transport.

Функции Preroll и Postroll очень удобны при записи "живого" исполнения. Во-первых, они автоматизируют процесс записи. Во-вторых, позволяют исполнителю подготовиться заранее (Preroll). В-третьих, продолжают воспроизведение на заданное время (Postroll) после правого локатора — не разрушают внезапной паузой творческое состояние (при активном флажке Stop after Automatic Punchout в настройках Preferences).
Совместное использование кнопок Punch In/Out с функциями Preroll и Postroll позволяет управлять процессом записи дублей с помощью одной только кнопки Record, полностью сосредоточившись на тонкостях исполнения (при сброшенном флажке Deactivate Punch In on Stop в настройках Preferences).
Функция Preroll также удобна при записи с текущей позиции курсора. Если она включена, то перед записью звучит небольшое вступление, за время которого исполнителю легко сориентироваться в темпе и ритме. Поэтому можно даже не включать метроном, если в проекте уже записаны треки с ритмическим каркасом композиции.

Способы позиционирования курсора

При записи и редактировании часто требуется перемещать курсор. Самый простой способ — щелкнуть мышью на линейке Ruler. Однако это не всегда удобно. Для того чтобы позиционировать курсор прямо в окне Event Display (щелчком в любой свободной области), нужно в дополнительных настройках Preferences на странице Transport установить флажок Locate When Clicked in Empty Space (рис. 2.75).

Рис. 2.75. Разрешение свободного позиционирования курсора

Для позиционирования курсора точно по границам объектов нужно использовать удобные команды Transport | Locate Next Event (клавиша <N>) и Transport | Locate Previous Event (клавиша <В>). Курсор перемещается по границам объектов выделенных треков. Если ни один трек не выделен, то перемещение происходит по границам всех объектов мультитрека.

Запись с использованием метронома

В Nuendo, так же, как и в Cubase VST, можно производить запись под звук встроенного метронома.
Активизация метронома выполняется кнопкой Click на транспортной панели.
Его настройки производятся командой меню Transport | Metronome Setup. На рис. 2.76 изображено окно Metronome Setup, содержащее необходимые элементы управления.

Рис. 2.76. Окно Metronome Setup

Метроном в Nuendo может генерировать MIDI-сообщения и/или использовать аудиоканал. Для этого в окне Metronome Setup находятся две секции — MIDI и Audio, — а также секция общих настроек.
Если отмечен флажок MIDI Click, то метроном генерирует MIDI-сообщения в соответствии с музыкальным размером и темпом, установленным на транспортной панели. Раскрывающийся список MIDI Output позволяет назначить для метронома любой доступный MIDI-порт.

  • Поле Channel служит для выбора MIDI-канала.
  • Поле High Note позволяет задать звук сильной доли метронома (Beat).
  • Поле High Velocity задает параметр Velocity (скорость нажатия на клавишу, акцентирование, звукоизвлечение) для сильной доли.
  • Поле Low Note служит для выбора звука слабой доли (Offbeat).
  • Поле Low Velocity задает параметр Velocity для слабой доли.

Настройка этих параметров позволяет сделать "голос метронома" максимально благозвучным. Изменение параметров High Note, High Velocity, Low Note и Low Velocity сопровождается контрольным звуковым сигналом.
Аудиосекция содержит ползунковый регулятор Volume, определяющий громкость метронома аудиоканала. Для активизации аудиометронома нужно отметить флажок Audio Click.
В секции общих настроек в поле Precount Bars задается количество тактов, которое должен отсчитать метроном перед стартом процесса записи.

Внимание
Для того чтобы метроном отмерил заданное количество тактов перед записью, необходимо на транспортной панели нажать кнопку Punch In.

Флажки In Play, In Record, соответственно, активизируют метроном в режимах воспроизведения и записи.

Циклическая запись

Результатом циклической записи является создание регионов и/или объектов. Это зависит от дополнительных настроек Preferences. Для того чтобы подойти к циклической записи во всеоружии, остановимся еще раз на принципах организации ссылок внутри Nuendo.
Audio Clip — это глобальная ссыпка на звуковой файл или, в случае деструктивной обработки, на звуковые файлы. Она может содержать внутренние области — регионы, которые функционально аналогичны регионам SAWStudio. Иерархия всех ссылок отображается в окне Pool (см. рис. 2.54).
Audio Event — объект мультитрека, содержащий собственную ссылку на Audio Clip. Она не отображается в окне Pool. Фактически Audio Event представляет собой сегмент аудиоклипа с дополнительными виртуальными свойствами.
В Nuendo принцип недеструктивного редактирования получил свое дальнейшее развитие. Поясним, что он дает.
Объект Audio Event, содержащий внутреннюю ссылку, может быть расположен в любой временной позиции на дорожках мультитрека, а также иметь множество копий. Очень важно, что при этом не создаются физические копии звуковых файлов, т. е. все операции редактирования пользователь осуществляет виртуально. Программа полностью автоматизировала процесс и "самостоятельно следит" за порядком в соответствии ссылок и звуковых файлов. А значит, не нужно задумываться о том, с какой областью звукового файла идет работа.
Но при необходимости в Nuendo области звукового файла можно зафиксировать как отдельные ссылки. Это может потребоваться, например, для Loop-конструирования или при работе с дублями.
Для этого случая в Nuendo предусмотрена возможность создания Regions (регионов), с которыми можно производить отдельные манипуляции.
Обобщая, можно сказать, что в Nuendo существуют три разновидности ссылок:

  • Audio Clip — глобальная ссылка, которая ссылается на один или несколько физических файлов на диске;
  • Audio Event — собственная ссылка объекта на Audio Clip;
  • Region — зафиксированная ссылка на Audio Clip.

Типы ссылок имеют прямое отношение к режиму циклической записи, т. к. в результате этой операции появятся регионы, объекты Audio Event или регионы + объекты в зависимости от дополнительных настроек Preferences.
В нашей книге "'Живая' музыка на PC" мы говорили о преимуществах циклической записи для "живого" исполнения.
В Nuendo циклическая запись тоже применяется для записи дублей (Takes). Из них, используя методы недеструктивного редактирования, можно легко смонтировать "идеальный" дубль (Perfect Take).
Рассмотрим дополнительные настройки Preferences на странице Audio (рис. 2.77).

Рис. 2.77. Выбор режима циклической записи

Раскрывающийся список Cycle Record Mode предлагает выбор из трех опций: Create Regions, Create Events и Create Events +Regions. Остановимся на них подробно.
Для начала активизируем режим циклической записи. Для этого нужно нажать кнопку Cycle на транспортной панели и ограничить зону циклической записи с помощью локаторов.
В режиме Create Regions каждый новый цикл будет завершаться созданием нового региона.
После остановки циклической записи кнопкой Stop транспортной панели на дорожке будет располагаться объект Audio Event последнего цикла.
В режиме Create Regions работа с дублями может производиться непосредственно в окне Nuendo Project. Для этого нужно вызвать щелчком правой кнопки мыши контекстное меню объекта и зайти в субменю Set To Region (рис. 2.78).

Рис. 2.78. Выбор региона

В примере на рис. 2.78 субменю содержит три региона: Takel, Take2 и Take3. Каждый из них соответствует одному циклу записи или дублю. Если отметить один из пунктов списка, то собственная ссылка объекта Audio Event будет переназначена на регион, выбранный в субменю.
Эту операцию лучше всего производить в режиме циклического воспроизведения — когда кнопка Cycle нажата. Тогда можно выбирать лучший дубль, прослушивая их в режиме реального времени с остальными треками проекта.
Работа с дублями возможна и в окне Pool (рис. 2.79).

Рис. 2.79. Дубли в окне Pool

Примечание
Забегая вперед, отметим, что регионы можно перетаскивать из окна Pool на дорожки мультитрека и таким образом конструировать музыку из регионов. Например, используя циклическую запись в режиме Create Regions, можно сформировать регионы — фрагменты будущего произведения.
В этом случае обоснованным решением может быть не поиск лучшего дубля, а создание коллекции дублей, сохранение различных вариантов исполнения музыкальной фразы в виде регионов.

Следующий режим — Create Events. Он отличается тем, что вместо регионов создаются объекты Audio Events, которые накладываются друг на друга.

Рис. 2.80. Выбор объекта

Если произошло наложение объектов, то становится доступным субменю То Front (рис. 2.80), которое позволят изменить порядок наложения Audio Events.

Примечание
Напомним, что на дорожке всегда воспроизводится только верхний объект.

Выбор удачного дубля можно осуществить в реальном времени в режиме циклического воспроизведения.
Нужно отметить, что в режиме циклической записи Create Events создаются лишь собственные сшжм объектов, поэтому в окне Pool будет отображаться только глобальная ссылка Audio Clip, которая состоит из дублей, последовательно записанных в длину.

Совет
Собственная ссылка объекта Audio Event может быть сохранена как регион с помощью команды Event as Region меню Audio.

Однако этот режим позволяет легко смонтировать "идеальный" дубль (Perfect Take). Для этого нужно воспользоваться инструментом Split панели Toolbar и разрезать объект. Затем с помощью субменю То Front оставить наверху лучшие варианты (рис. 2.81).

Примечание
Инструмент Split разрезает в выбранной точке сразу все объекты, наложенные друг на друга.

Режим Create Events + Regions является комбинацией двух предыдущих. В нем создаются регионы и объекты (рис. 2.82).

Рис. 2.81. Монтаж "идеального" дубля

Рис. 2.82. Комбинированный режим

Комбинированный режим дает большую свободу выбора в редактировании записанного материала.

Создание "идеального" дубля (Perfect Take) в редакторе Audio Part Editor

Редактор Audio Part Editor программы Nuendo аналогичен редактору Audio Editor программы Cubase VST. Мы не будем его рассматривать здесь подробно, а остановимся на алгоритме монтажа "идеального" дубля Perfect Take.
В режиме циклической записи Create Regions нужно сделать следующее:

  1. 1. После остановки циклической записи открыть контекстное меню записанного объекта.
  2. 2. В контекстном меню выбрать команду Audio | Events to Part.
  3. 3. На запрос программы Create part using regions? ответить Regions.
  4. 4. Дважды щелкнуть на созданном объекте Audio Part.

Примечание
В открывшемся окне Audio Part Editor можно так же, как и в Cubase VST смонтировать дубль, пользуясь инструментами Split, Erase и Mute (рис. 2.83).
Более подробную информацию о редакторе Audio Part Editor можно найти в разд. "Редактор Audio Part Editor".

В режиме циклической записи Create Events последовательность действий будет отличаться от приведенной выше:

  1. 1. Выделить рамкой записанный объект Audio Event. (На информационной панели Info Line должна быть надпись Multiple Objects Selected.)
    2. В контекстном меню выбрать команду Audio | Events to Part.
    3. Дважды щелкнуть на созданном объекте Audio Part.

Рис. 2.83. Монтаж дубля в редакторе Audio Part Editor

При монтаже нужно учитывать, что в редакторе Audio Part Editor дубли "конкурируют" друг с другом за аудиоканал. Приоритеты при воспроизведении распределяются снизу вверх. Самый нижний дубль обладает наивысшим приоритетом, т. е. при воспроизведении прослушивается только он.

   
Browser Based Help. Published by chm2web software.
Хостинг от uCoz